Блок на железной дороге анализ

Родина в поэзии Блока - Родина в поэзии Блока Содержание Родина в поэзии Блока Цели и задачи: помочь учащимся раскрыть разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа нескольких стихотворений На железной дороге', цикл стихов', 'На поле Куликовом', 'Россия' ; сформировать у учеников умение целостного анализа поэтического текста, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики. Тип урока: урок углубленной работы над текстом Вид урока: урок- беседа с элементами лекций Основные методы: а метод анализирующе - интерпретирующий. Общие особенности 3го тома лирики Блока, а именно цикла 'Родина'. Беседа-анализ стихотворения 'На железной дороге'. Блок на железной дороге анализ содержательной, композиционной стороны подцикла 'На поле Куликовом'. Особенности художественного раскрытия образа Родины на примере стихотворения 'Россия'. Объяснение домашнего задания: 'Двенадцать' и 'Скифы' Блока. На доске: Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его 'петь и плакать': Россия и его собственная душа'. Учитель: Тема Родины, России - сквозная блоковская тема. Блок говорил, что теме России он 'сознательно и бесповоротно' посвящает свою жизнь. Родина для Блока - понятие настолько широкое, что он считал возможным включить в свой цикл интимные стихотворения, и стихотворения прямым образом связанные с проблематикой 'страшного блок на железной дороге анализ. К первым можно блок на железной дороге анализ стихотворения 'Посещение', 'Дым от костра струею сизой:' ученики, заранее готовившие выразительное прочтение стихов, читают данные произведения. К другим стихотворениям можно отнести: 'Грешить бесстыдно, непробудно:' чтение учащимися и 'На железной дороге'. Сам Блок говорил, что стихотворение - бессознательное подражание эпизоду из 'Воскресения' Толстого' Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса'. Критики спорят, реалистично или символично это стихотворение. Давайте посмотрим: 4 строфа стихотворения Желтые, синие, зеленые вагоны первого, второго и третьего класса : Уч-ль:? Уч-ся: - Да Уч-ль: блок на железной дороге анализ Но, можно ли сказать, что это и символ? Если да, то символ чего? Это символы по-разному сложившихся человеческих судеб. Уч-ль: - Символичен ли образ героини? Что мы знаем блок на железной дороге анализ ней? Уч-ся - Это и реальная женщина и символ. Она молода, красива 'в цветном платке, на косы брошенном'. Ее жизнь не сложилась. Мы не знаем, не можем представить себе ее внешность, точный возраст; мы не знаем обстоятельств ее жизни и гибели. Но мы можем сделать вывод о том, что жизнь не приносила ей удовлетворения. Уч-ль: - Почему излюбленным местом для прогулок героини была железная дорога? Уч-ся: - Она пытается найти свою любовь. Она всматривается в вагоны с надеждой, что она кому-то станет нужна, что на нее кто-то обратить внимание. В мечтах сгорает время, юность, сгорает жизнь. Она способна раздавить человека не только физически, но раздавить и его душу. Она остужает и сердца тех, кто по ней едет. Уч-ль: Более того, обратите внимание, что слово 'железнодорожный' Блок делит на два его составляющих слова и переставляет части сложного слова; получается потрясающая метафора: 'дорожная, железная'. Уч-ся: - Героиня жаждет, ждет, надеется на то, что любовь найдет ее. А люди не видят и не хотят видеть этого. Она ждет поддержки людей, сочувствия со-чувствия со стороны других, участьях в ее бедах и радостях. Люди равнодушны к ней, к ее чувствам. Уч-ль: - Как можно понять смысл последней строфы стихотворения? Уч-ся: - Нам неизвестно, что послужило причиной ее гибели, но это и не важно, т. Уч-ль: Почему Блок включил это стихотворение в цикл 'Родина'? Уч-ся: - В образе этой несчастной женщины Блок видит черты России. Ее юность также бесполезна. А она также надеется, верит в какие-то пустые мечты. Даже внешне - у Блока часто Россия выглядит как женщина в цветном платке. Да, в облике женщины запечатлена Блоком Россия. Что же случилось с ней? Кто надругался над Россией? На эти вечные, больные вопросы Блок ищет ответ в истории и своем восприятии прошлого. Этому посвящен цикл 'На поле Куликовом', включающий в себя 5 стихотворений. Как мы помним из курса истории, Куликовская битва - это битва в 1380г. Чтение первых четырех строк. Уч-ль: Обратите внимание на эпитеты. Какой пейзаж возникает перед нами? Уч-ся: - Пейзаж среднерусской природы. Осенний и очень грустный. Тоска, все медленно, тягуче. Уч-ль: Далее Блок переходит к монологу, к обращению к России. Оправдан ли этот резкий переход от пейзажа к лирическому монологу? Если да, то чем оправдан? Уч-ся: - Возможно, Блок возмущен, как такая красивая страна грустит и печалится. Он пытается найти ответ у нее, он вопрошает к России. Уч-ль: 'О, Русь моя! Поэт Илья Сельвинский в 60-ее годы скажет: 'Меня коробит от того, что моя родина оказывается женой Блока'. Но мы знаем, чем объясняется такое восклицание. Уч-ль: Почему же для Блока Россия представляется в образе жены? Уч-ся: - Для поэта Россия - не мать, а любимая, возлюбленная. Еще в юности Блок увлекался философией Вл. Соловьева и воспринял из нее идею Вечной Женственности, Души мира. Россия для Блока - Жена с большой буквыкак символ Божьей Мудрости. Уч-ль: Блок не рисует ход Куликовской битвы, а лишь передает ее тревожное ожидание. Какими средствами он это делает? Уч-ся: - Прочитав первое стихотворение цикла, можно почувствовать некий ритм скачки, создаваемый краткими, 'рубленными' предложениями, восклицательными интонациями. Уч-ль: Перечитайте три последние строфы первого стихотворения. Докажите, что они не только о Куликовской битве, но и о судьбе и о грядущем России, о том, что 'будет'. Уч-ся: зачитывают найденные ими строки 'и вечный бой! Покой нам только снится'; 'и нет конца'; 'закат в крови' - символика крови, красного цвета, будущих катастроф, современности Блока. Уч-ль: под запись 'Куликовская битва, - скажет Блок, - принадлежит : к символическим событиям русской истории. Таким событиям блок на железной дороге анализ возвращение. Разгадка их еще впереди'. При совмещении прошлого и будущего осознавалось трагическое настоящее стороны. В стихах сливаются память о реально происходившем с субъективными ощущениями поэта. Первое стихотворение - обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл. Уч-ль: В третьем стихотворении цикла возникает символический образ - 'Ты'. Кто эта загадочная 'Ты'? Уч-ся: блок на железной дороге анализ Возможно, что это Любимая женщина, но это и сама Россия? Может быть, это Божья Матерь. Обращение с большой буквы сближает нас с образом Прекрасной Дамы, которую Блок обожествлял. Да, все это правильно. Но бесспорно то, что это воплощение светлого идеала, который помогает выстоять в самых суровых испытаниях времени. Читать последнее стихотворение цикла. В прошлом Блок искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. Куликовская битва закончилась победой русского войска. Но стихи Блока звучат трагически. Уч-ль: В чем вы видите причины, вызвавшие трагическое звучание цикла стихов о победоносном сражении? Уч-ся: - Потому что время показало, что победа не всегда несет гармонию в мир. Блок принял революцию, но не принял насилие и крови, через которые наступает победа. Это пошло отражение в цикле На поле Куликовом'. Самое известное в цикле 'Родина' стихотворение 'Россия'. В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение. В стихотворении 'Россия' выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта блок на железной дороге анализ судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской, деревенской блок на железной дороге анализ, внимание к народному слову, к традиции отечественной литературы. Уч-ль: Возникают ли у вас какие-нибудь литературные ассоциации при чтении первой и второй строфы стихотворения 'Россия'? Уч-ся: блок на железной дороге анализ Первая строфа вызывает ассоциацию с гоголевскою Русью - тройкой 'Русь! Птица - тройка, куда несешься ты? Вторая строфа блок на железной дороге анализ вспомнить лермонтовское: 'Люблю отчизну я, но странною любовью:'. Уч-ль: Давайте понаблюдаем: в третьей и четвертой строфе образ женщины и образ родины перетекают друг в друга. Уч-ся делают наблюдения: Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь свобода затуманит Твои прекрасные черты: Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой женщина Река шумней, А ты все та же - лес, да поле, Россия Да плат узорный до бровей: женщина Уч-ль: В облике сильной женщины запечатлены прекрасные черты России. Последняя строфа возвращает нас к теме тройки, к образу пути 'Дорога долгая легка'к устремленности в будущее. Уч-ль: Любовь поэта к Родине - не сына к матери, блок на железной дороге анализ мужа, возлюбленного. Блок называет Россию своей любимой под запись. Учитель подводит итоги работы, делает вывод, оценивает работу учащихся. Блок, поэма 'Двенадцать', стихотворение 'Скифы'. Чтение произведений и подготовка ответов на вопросы по их восприятию. Индивидуальные вопросы и для всего класса.