Конституционно правовой статус федеральное собрание

Диссертация на тему «Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации» автореферат по специальности ВАК 12. Теория конституционно-правового статуса Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. Научно - теоретические основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Федеральное Собрание - представительный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание - законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Порядок формирования, структура и компетенция палат Федерального Собрания. Порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования состава Совета Федерации. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Правовые аспекты организации и деятельности палат Федерального Собрания. Законодательный процесс и парламентские процедуры - пути обеспечения и совершенствования. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации и пути его совершенствования. Акты палат Федерального Собрания. Система правового, информационного иного обеспечения деятельности палат Федерального Собрания. Федеральное Собрание в системе федеральных органов государственной власти. Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации. Взаимоотношения Федерального Собрания с Правительством Российской Федерации. Федеральное Собрание и Конституционный Суд Российской Федерации. Введение диссертации часть автореферата На тему "Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации" Актуальность темы исследования. Парламент принадлежит к числу наиболее авторитетнейших и старейших институтов конституционного права. Общественно-политический и научный интерес к нему неизменно возрастает. Это положение с полным основанием относится и к России, в которой в результате глубоких качественных политических и социально-экономических преобразований, принятия Конституции РФ конституционно правовой статус федеральное собрание года избрано и успешно функционирует Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, один из ключевых и важнейших институтов новой российской государственности. О неподдельном интересе к этому феномену свидетельствуют научные работы ряда ведущих ученых - конституционалистов, в том числе вышедших в последнее время. Законотворчество в Российской Федерации. Конституционное право Российской Федерации. Федеральное Собрание 1993-1995 г. Совет Федерации первого созыва. Конституционное право Российской Федерации. Взаимодействие властей в законодательном процессе. Конституционное право зарубежных стран. Конституционное право зарубежных стран СНГ. Он отличается от существовавших в бывший советский период Верховных Советов. Научная доктрина того времени наделяла Верховные Советы не только прерогативами законодательной власти, но и значительными возможностями в исполнительной и судебной областях. По сути дела, в деятельности Советов во всяком случае в теории проводился принцип соединения законодательной, исполнительной и судебной властей, отрицалась возможность построения государственной власти на основе принципа разделения властей. Данное диссертационное исследование посвящено чрезвычайно актуальной, сложной, многоплановой и комплексной, мало разработанной проблеме, каковой является конституционно-правовой статус Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. Хотя новый демократический парламент России создан и функционирует только пять лет, им накоплен значительный правовой, организационный, законодательный иной опыт, который нуждается в осмыслении и теоретическом обобщении. Однако, главным моментом, обусловливающим особую актуальность данной проблемы, является, конечно, то место, роль и значение, которые занимает играет в конституционной системе государственной власти России Федеральное Собрание. Федеральное Собрание - это общенациональное олицетворение, средоточие законодательной, представительной власти в масштабе Российской Федерации. Сказанное предопределяет особую роль и положение общероссийского парламента в организации и осуществлении законодательной, представительной власти не только в масштабе и рамках Российской Федерации в целом, но и в региональном масштабе, на уровне 1999, Гранкин Федеральное Собрание - парламент России. Федеральное Собрание - принципиально новый, качественно иной по сравнению с существовавшим более семидесяти лет Верховным Советом РСФСР. Федеральное Собрание - это парламент демократического, федеративного, правового и социального государства, новый крупный государственно-правовой институт, орган государственной власти современного Российского государства, имеющего республиканскую форму конституционно правовой статус федеральное собрание. Само создание Федерального Собрания характеризует преобразованное качественное состояние российской государственности в целом, а также во многом конституционно правовой статус федеральное собрание формирующегося демократического российского парламентаризма. Новое в природе и конституционном статусе Федерального Собрания состоит именно в том, что это действительно представительный орган власти Российской Федерации, то есть выразитель интересов и воли российского народа нациивсей совокупности граждан российского государства. К суммарной характеристике Федерального Собрания применимо определение JI. Совет Федерации согласно ст. Президент РФ в свою очередь подписывает и обнародует федеральные законы и федеральные конституционные законы, обладает правом «вето» в отношении федеральных законов. Актуализируется вопрос о контрольных полномочиях Федерального Собрания, его палат в отношении Правительства РФ. Хотя Конституция РФ прямо не говорит об конституционно правовой статус федеральное собрание Правительства РФ перед Федеральным Собранием, не содержит специальной главы, как это наблюдается в странах с развитым парламентаризмом, в целом все же можно констатировать наличие ряда конституционно-правовых инструментов контроля за формированием и деятельностью Правительства РФ, а именно: дача конституционно правовой статус федеральное собрание Президенту РФ Государственной Думой на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии и недоверии Правительству РФ; заслушивание докладов и отчета о деятельности Правительства РФ; прозерка правильности и законности расходования средств федерального бюджета, осуществляемой Счетной палатой, формирование состава которой также входит в компетенцию Федерального Собрания. К сожалению, система правовых контрольных инструментов за деятельностью Правительства РФ и тем более министерств и других федеральных органов исполнительной власти является достаточно ограниченной и несовершенной, что свидетельствует о недостаточной развитости в целом контрольных институтов российского парламента, о наличии существенных резервов в этом направлении. И еще один исключительно конституционно правовой статус федеральное собрание момент, обусловливающий актуальность рассматриваемой проблемы - явно недостаточная её научная разработанность. Хотя, как уже отмечалось, прошло более пяти лет со времени создания и начала функционирования Федерального Собрания, до сих пор нет солидного монографического исследовательского труда, в котором системно и комплексно анализировалась основная, ведущая часть вопросов, относящихся к теоретической характеристике и анализу конкретных вопросов организации и деятельности палат Федерального Собрания. Имеющиеся в настоящее время по этим вопросам публикации носят в основном учебно-описательный характер, хотя чрезвычайно полезны интересны, фрагментарно раскрывают отдельные вопросы российского парламентаризма, конституционно-правового статуса Конституционно правовой статус федеральное собрание Собрания, его палат, их комитетов и комиссий, законодательного процесса, парламентских процедур, становления российского парламентского права. Всё вышесказанное с полным основанием позволяет сделать вывод о чрезвычайной актуальности избранного докторского исследования, о его теоретическом и прикладном значении. Степень научной разработанности темы. К проблеме парламента и парламентаризма в целом постоянно привлекается внимание ученых конституционалистов — государствоведов, политологов, специалистов в сфере государственного управления, административного права, других отраслей российского права. Долгое время эти вопросы разрабатывались в плане критики буржуазного парламентаризма. Их позитивное освещение практически исключалось, достижением являлось хотя бы сколько-нибудь нейтральное описание законодательства и практики государств Запада. По парламентской проблематике в течение долгого времени работали и многие продолжают работать: Ямпольская конституционно правовой статус федеральное собрание другие авторы. Труды одних из них заложили теоретические основы, фундамент для современного понимания характера и специфики парламента, системы органов государственной власти. Другие - развивают проблематику в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в Конституционно правовой статус федеральное собрание. Интерес к ней не только не снижается, а непрерывно возрастает, о чем свидетельствуют исследования и работы последних лет. Однако практика российского парламентаризма продолжает свое становление, а потому исследование нового российского парламента по настоящему только начинается. Пока нет монографических работ как по парламенту в целом, конституционно правовой статус федеральное собрание и по его отдельным институтам, звеньям, подразделениям и составным частям. Цели и задачи исследования. Настоящая докторская диссертация является в известной мере первым монографическим исследованием крупной теоретико-правовой и прикладной проблемы российского конституционного права, а именно: комплексным и системным исследованием конституционно-правового статуса Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, практики организации его деятельности на базе накопленного за истекшие годы опыта. Проблематика, связанная с исследованием российского парламентаризма включает в себя совокупность сложных и пока еще недостаточно проанализированных, а в какой-то части - даже и не описанных в системном виде вопросов. Один из фундаментальных атрибутов современной российской государственности остается без теоретического осмысления и без критического анализа уязвимых сторон его деятельности. В самом общем виде цель настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: исследовать ключевые, основополагающие аспекты, структурные элементы конституционно-статутного положения российского парламента, конституционно правовой статус федеральное собрание также практику его деятельности, сформулировать теоретические выводы и дать практические рекомендации, направленные на дальнейшее развитие российского парламентаризма применительно к современным условиям России. Ряд задач, которые решаются в диссертации, подчеркивают необходимость данного исследования, конституционно правовой статус федеральное собрание первостепенную актуальность и определенную специфичность, обусловленную объективными и, частично, субъективными факторами. С началом проведения в России глубоких политических и социально-экономических преобразований и, в особенности, после принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации развернулся, приобрел широкий размах и масштабы процесс реформирования государственной власти, в том числе законодательной представительной власти, ее институтов и форм. Эти процессы следует оценить в свете уже имеющихся практических итогов. Конституция РФ ознаменовала и закрепила уже начатые либо предпринимаемые концептуальные по характеру преобразования во многих сферах и областях политической, социально-экономической, правовой жизни, в том числе в сфере государственной власти, совершенствования механизма ее осуществления, создания совокупности властных органов и структур. В первую очередь это касается конституционно-правового закрепления Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа Российской Федерации, органически связанных с ним Счетной палаты, института Уполномоченного по правам человека в РФ, а также нового правового статуса Конституционного Суда РФ - органа конституционного контроля и в целом конституционной законности, а также новых концепции и принципов местного самоуправления ст. Однако теперь уже большое число политиков и ученых полагают необходимым внесение изменений в Конституцию Российской Федерации. Системно проанализировать конституционно правовой статус федеральное собрание предложения применительно к статусу Федерального Собрания - задача настоящей диссертации. Процесс реформирования системы и структуры государственной власти осуществляется и продолжает проходить на действующей конституционной основе, на базе принципов, положений и предписаний, требований Конституции РФ. В конституционно правовой статус федеральное собрание очередь к ним относятся концептуальные по характеру ст. Особое внимание и значение следует уделить ст. В соответствии со ст. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Реформирование государственной власти осуществляется на базе этого важнейшего и фундаментального конституционного принципа, который в советский период развития страны безоговорочно отвергался как официальной властью, так и в различных научных и учебных изданиях. Конституционно правовой статус федеральное собрание из задач диссертанта состоит в преодолении серьезного ущерба российской государственности и юридической науке, в первую очередь, теории государства и права, науке конституционного права, административного права и другим отраслям права, конституционно правовой статус федеральное собрание отвержения названных положений и принципов в предшествующий период. Конституционно-правовое закрепление нового типа парламента, соответствующего российским условиям, Федерального Собрания, знаменует отказ от системы Советов снизу доверху во главе с Верховным Советом РСФСР и съездом народных депутатов РСФСР. Задача заключается в том, чтобы проследить позитивные моменты такого отказа, а в некоторых случаях отметить и негативные последствия. Создание и функционирование на федеральном уровне нового парламента России знаменует становление и дальнейшее развитие российского парламентаризма, учитывающего, конечно, опыт и традиции западного парламентаризма. В диссертации ставится задача обратить внимание на необходимость в ряде случаев учесть западный опыт и при этом непременно - специфику российской конституционно правовой статус федеральное собрание. Поскольку Федеральное Собрание, согласно ст. Эти два главных сущностных качества определяют природу, характер и облик Федерального Собрания - российского парламента, конституционно правовой статус федеральное собрание, соответственно, исследовательские задачи. Особый акцент обращается на законодательную деятельность Федерального Собрания. Это специальная задача исследования, в особенности, имея в виду процессуальное оформление законодательной работы. Для достижения поставленной цели были определены и решались следующие исследовательские задачи: общая комплексная конституционно-правовая характеристика Федерального Собрания; - выявление и анализ научно-теоретических основ организации и деятельности органов законодательной и представительной власти в Российской Федерации; исследование доктрины разделения властей и развития парламентаризма в современной России; - политико-правовая характеристика Федерального Собрания; - анализ особенностей структурного построения Федерального Собрания, статуса и структуры его палат; - исследование вопросов предметов ведения и специфики компетенции палат Федерального Собрания; - анализ конституционно-правового статуса и особенностей системы, компетенции и организации деятельности комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; - исследование конституционно правовой статус федеральное собрание этапов и особенностей законодательного процесса в парламенте России; - анализ проблемы взаимоотношений Президента РФ и палат Федерального Собрания; - проблема взаимоотношений Правительства РФ конституционно правовой статус федеральное собрание Федерального Собрания; - взаимоотношения Федерального Собрания и Конституционного Суда РФ; - анализ статуса и практики парламентских слушаний в палатах Федерального Собрания понятие, содержание, особенности ; - исследование системы обеспечения палат Федерального Собрания; анализ особенностей выборов Государственной Думы и формирования состава Совета Федерации состояние, проблемы, пути решения и совершенствования ; - анализ особенностей организации деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Разумеется, перечисленными основными направлениями, целями и задачами далеко не исчерпывается весь перечень проблем и вопросов, которые исследуются в диссертации, однако, как уже отмечалось, для исследования выбраны основные, узловые вопросы, что обусловливает определенные рамки и объем работы. Названные основные проблемы в свою очередь подразделяются, условно говоря, на подпроблемы и подвопросы, которые раскрываются и анализируются в разделах диссертации и в заключение, представляющего собой совокупность обобщенных итоговых выводов, рекомендаций и предложений, касающихся круга исследованных в диссертации конституционно правовой статус федеральное собрание. В конце диссертации прилагается развернутый список использованной литературы и ряд приложений, представляющих собой варианты нормативных правовых актов, касающихся различных сторон деятельности палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий, депутатских объединений, а также парламентских процедур и парламентских слушаний. Теоретической и методологической основой данного исследования послужил системный метод анализа правовых и организационных проблем современного этапа развития парламентаризма в России. В соответствии с мировоззренческой и основной методологической установкой, принятой автором, проблемы организации законодательной представительной власти, ее взаимодействия с другими ветвями власти на принципах разделения властей исследуются как комплексная правовая конституционно правовой статус федеральное собрание. Методологическим принципом современных преобразований конституционно правовой статус федеральное собрание государственной власти и, в частности, законодательной, должен выступать принцип преемственности исторических этапов государственно-правового развития России: дореволюционного, советского и постсоветского. Широко используется также исторический подход методучитываются требования диалектики. Настоящее исследование сформировалось в результате изучения использования большого научно-монографического материала. Все исследование основывается на прочной и одновременно достаточно динамичной правовой базе. Это в первую очередь Конституция РФ 1993 года, а также взятые в сравнительном плане Конституции РСФСР советского периода и акты конституционного характера ведущих зарубежных стран - США, Великобритании, Франции, ФРГ, а также ряда государств СНГ -Украины, Казахстана, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и других стран СНГ. Естественно, что наиболее широкой и развернутой правовой базой исследования являются имеющие отношение к теме диссертации нормативные правовые источники: федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы, распоряжения иные акты Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания, акты Конституционного Суда РФ и многие другие нормативные правовые источники. Существенное значение для углубленного исследования проблем, разработанных в диссертации, имеют многообразные подготовительно проектные правовые акты и материалы. Это, в частности, проект законодательного кодекса Российской Федерации, подготовленный Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и являющийся актом неофициальной систематизации законодательных актов, выявляющий «устройство российской « законодательной машины», ее особенности, технологию взаимодействия федеральных органов власти в процессе работы над законопроектом»; 1 проект Положения о комитетах Государственной 1 Исаков Законодательный кодекс Российской Федерации макет. Теоретико-методологическое значение для исследования обозначенных в диссертации проблем имело изучение использование в ней трудов, посвященных проблеме концепции власти, с которыми выступали выдающиеся зарубежные мыслители, философы, историки и социологи: Дж. Вебер, и другие; идеи и труды оригинальных и прогрессивных дореволюционных правоведов, в частности, Муромцева и других; труды по проблемам конституционного права Сказанное выше, конечно, далеко не исчерпывает проблему источниковедческой базы настоящей диссертации, оно лишь в какой-то мере характеризует контуры и объем материалов этого плана, которые нашли непосредственное отражение в работе. Научная новизна диссертационного исследования. Научная конституционно правовой статус федеральное собрание диссертационного исследования обусловлена прежде всего самим характером, масштабностью, актуальностью и не разработанностью этой крупной, одной из ведущих проблем конституционного права. Новизна связана с попыткой критически осмыслить новейшую практику реализации норм Конституции РФ 1993 года. Государственная Дума, 28-29 апреля 1997 г. Следует также подчеркнуть возрастающий интерес и полезность для углубления исследований по проблемам власти и парламентаризма в России ряда новых работ, в частности, см. Бацев Становление конституционно правовой статус федеральное собрание развитие парламентаризма в Российской Федерации и ее субъектах: теоретико-правовые и организационные аспекты на примере Республики Саха Якутия. Диссертация - первое в юридической литературе монографическое фундаментальное исследование по новой и весьма сложной проблеме в российском конституционном праве. В диссертации: во-первых, охарактеризована сама конституционно правовой статус федеральное собрание и основные направления ее исследования, обоснована актуальность постановки соответствующих вопросов и необходимость научной разработки темы исследования; во-вторых, показано, что изучение проблемы Федерального Собрания с надлежащим эффектом возможно только в рамках комплексного исследования на базе российского конституционного права и конституционно правовой статус федеральное собрание учетом других отраслей российского законодательства; в-третьих, проводится идея учета теоретических принципов, апробированных практикой и конституционным правом современных крупнейших цивилизованных государств мира: США, Великобритании, Франции, Италии и др. Все ветви власти представляют собой, в конечном счете, единое целое, они олицетворяют единую государственную власть, единую систему власти. Всякий отход от этого принципа, ослабление доктрины разделения властей, или возвеличивание одной какой-либо власти, или противопоставление друг другу соответствующих ветвей власти, противоречат фундаментальным основам Конституции РФ, самому конституционному строю России. Данный вывод не означает какого-либо смешения ветвей власти, их бездифференцированности игнорирования специфики законодательной, представительной власти, исполнительной власти, судебной власти, и особенно роли Президента РФ. На защиту выносятся следующие положения; 1. Определенный опыт парламентаризма дореволюционной России, непродолжительный период функционирования парламентских учреждений Российской Федерации и трансформированная на российскую действительность практика цивилизованных демократических государств, осмысленные с научно-теоретических позиций, позволили создать новое направление организации и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Это направление включает в себя разработку закономерностей и тенденций развития конституционного законодательства. Конституционно правовой статус федеральное собрание понимание Федерального Собрания Российской Федерации как представительного органа власти. Именно свойство представительности обусловливает законодательную иную компетенцию Федерального Собрания, предопределяет его правовой статус. Между тем в законодательстве о порядке формирования палат принцип народного представительства в значительной мере ущемляется. В качестве законодательного органа Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат, хотя законы принимает Государственная Дума, именно она является средоточием законодательной деятельности. Признавая плодотворность участия разных властей в лице их органов в подготовке законопроектов, следует решительно возразить против той практики, когда какие-либо органы подменяют законодателя. Представляются необоснованными предложения о возможности вносить законопроекты в Совет Федерации. Диссертант разделяет идеи реформированияк избирательного законодательства на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и нравственно-этических ценностей, обеспечения профессионализма парламентариев, установления подлинного контроля избирателей над деятельностью парламентариев. Свое внешнее проявление конституционно-правовой статус парламента находит в компетенции палат, реализация которой показывает в свою очередь, насколько этот статус отражает реальное положение Федерального Собрания в политической системе. В целях надлежащего обеспечения конституционно- правового статуса Федерального Собрания следует совершенствовать его структуру в направлении взаимодействия аппаратов и профильных комитетов палат, укрепления конституционно правовой статус федеральное собрание федеральных структур с органами субъектов Федерации. Диссертант скептически оценивает возможность выявления компетенции Федерального Собрания в целом. Предлагая определять компетенцию парламента как предметы ведения и полномочия палат, автор полагает возможным выделять основополагающую первичную и конституционно правовой статус федеральное собрание вторичную компетенцию, а также компетенцию « безусловную» и « условную». Круг вопросов, конституционно правовой статус федеральное собрание в ведении Государственной Думы, нуждается в расширении. Конституционно правовой статус федеральное собрание конституционно-правового статуса Федерального Собрания обеспечивается правовым порядком деятельности его палат, что, соответственно, повышает значение регламентных норм, которые могли бы закрепляться законом. Однако и при настоящем положении дел юридическая сила регламентов палат Федерального Собрания не ограничивается внутренними отношениями структурных подразделений палат. Вопреки позиции ответственных должностных лиц соответствующие нормы регламента обязательны для всех адресатов, входящих в отношения с палатой. Подробный анализ законодательной деятельности в Федеральном Собрании Российской Федерации позволяет прийти к заключению о необходимости её совершенствования правовыми, информационными иными средствами, что дает возможность вынести на защиту ряд выводов по совершенствованию законодательного процесса. Конституционно-правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации реализуется в том числе их нормативными индивидуальными постановлениями см. Юридическая сила соответствующих постановлений различна, но вынесенные по вопросам, отнесенным к ведению палат, они носят конституционный характер и не могут игнорироваться за пределами Конституционно правовой статус федеральное собрание Собрания. Анализ взаимоотношений Федерального Собрания с иными органами государственной власти позволяет утверждать, что здесь имеет место не только сотрудничество, но и в большей мере существенные противоречия между различными ветвями власти, что является одной из причин негативных процессов современного государственного строительства в России. На защиту выносятся предложения по оптимизации взаимоотношений Федерального Собрания с Президентом РФ, Правительством РФ и Конституционным Судом РФ, что предполагает в том числе и внесение соответствующих поправок в Конституцию РФ. Практическое значение и апробация диссертационного исследования. Представленная работа, ее практическая направленность заключается в достаточно широкой и востребованной самой жизнью практикой государственного строительства, возможности использовать сделанные научные обобщения и выводы, прикладные рекомендации и предложения как в практике государственного строительства, так и в образовательной деятельности - в ходе преподавания конституционно правовой статус федеральное собрание системе высших учебных заведений, в процессе профессионального самообразования депутатов и сотрудников аппарата законодательных органов. Выводы и материалы диссертационного исследования могут служить совершенствованию организации и деятельности палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, депутатских объединений, работы депутатов с избирателями; упорядочиванию законотворческой деятельности, ее организационно-правовых процедур; дальнейшему уточнению, в том числе конституционным путем, и разграничению компетенции Совета Федерации и Государственной Думы, усовершенствованию и углублению взаимодействия между Президентом РФ и Федеральным Собранием, палатами парламента и другими высшими исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации; взаимоотношениям и связям палат Федерального Собрания с органами законодательной представительной власти субъектов Российской Федерации, а также развертыванию таких организационно-правовых форм как парламентские слушания, парламентские процедуры и др. Результаты конституционно правовой статус федеральное собрание исследования обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, на межвузовской региональной конференции «Всеобщая декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения». Положения диссертации были использованы конституционно правовой статус федеральное собрание подготовке отдельных глав учебников конституционно правовой статус федеральное собрание вузов « Общая теория права и государства» Конституционно правовой статус федеральное собрание диссертации используются автором в педагогической практике в ходе чтения лекций и проведения иных занятий по курсам « Нормотворческая деятельность органов внутренних дел», « Теория государства и права», « Конституционное право». Основные авторские идеи нашли воплощение в подготовке и в последующей доработке изменений и дополнений Регламента Государственной Думы, Положения о комитетах Государственной Думы, в подготовке обобщающих аналитических документов и обзоров о практике совершенствования парламентских процедур. Научные разработки автора были использованы при работе над поправками конституционно правовой статус федеральное собрание Конституции РФ ст. Во всей этой работе автор принимал прямое и непосредственное участие. Структура и содержание работы. Структура" диссертационного исследования обусловлена его целями и задачами. Диссертация конституционно правовой статус федеральное собрание из введения, четырех глав, объединяющих тринадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Заключение диссертации по теме "Конституционное право; государственное управление; административное право; муниципальное право", Горобец, Виктор Дмитриевич ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершение анализа конституционно-правового статуса парламента Российской Федерации позволяет сделать ряд общих выводов и конкретных предложений. Прежде всего следует констатировать, что конституционно-правовой статус российского парламента в основных своих характеристиках соответствует мировому опыту становления и функционирования представительных конституционно правовой статус федеральное собрание законодательных учреждений. Вместе с тем, конституционное закрепление содержательных аспектов статуса Федерального Собрания России не всегда находит адекватное отражение в российских реалиях. Это, в свою очередь, диктует изменения поправки в конституционном законодательстве, но еще в большей мере - изменения в механизме и практике реализации конституционно правовой статус федеральное собрание норм. Соответствующие выводы и предложения на этот счет содержатся в каждом из разделов диссертации. Здесь же полагаем необходимым сосредоточить внимание на предложениях по совершенствованию законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и обоснованности предлагаемых поправок в конституцию, касающихся взаимоотношений парламента с иными органами. Законодательная процедура нуждается в принципиальном изменении, которое выходит за пределы внутренней компетенции Государственной Думы взаимодействие с внешними субъектами законодательного процесса и правила их работы находится за рамками Регламента Государственной Думы. Необходимо комплексное рассмотрение законопроекта « О нормативных правовых актах Российской Федерации» принятого в первом чтении 11 ноября 1996 года« О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» принят в первом чтении и Регламента Государственной Думы. Основная суть предложений по изменению законодательной процедуры заключается в следующем: 1. Сформировать условия внесения законопроектов в Государственную Думу, исходя из обеспечения согласованности действующего законодательства и возможностей всестороннего рассмотрения законопроекта - помимо существующих требований ввести правила внесения вместе с текстом конституционно правовой статус федеральное собрание законопроекта: - письменного изложения концепции законодательного регулирования; обоснования предлагаемых решений конституционно правовой статус федеральное собрание прогноза последствий введения закона; - всех необходимых законопроектов о внесении конституционно правовой статус федеральное собрание в действующее законодательство. Обеспечить рассмотрение всех поступающих законопроектов Государственной Думой и в то же время выделение достаточных сил и времени для подробного рассмотрения законопроектов. Это предлагается сделать за счет изменения подходов к планированию законодательной работы и введения этапа « нулевого» чтения законопроектов: - существенно уменьшить количество законопроектов, планируемых к обязательному рассмотрению на очередной сессии; - решения о судьбе законопроектов принимать на основании критериев: относительной актуальности проектов, последовательности изменения действующего законодательства, степени общности мелкотемности вопросов, готовности проектов к принятию конституционно правовой статус федеральное собрание проработки, наличие законопроектов о всех необходимых изменениях действующего законодательстваа также с учетом ресурсных возможностей Государственной Думы в целом и отдельных комитетов по подготовке вопросов к рассмотрению; - по каждому из внесенных с соблюдением установленных условий законопроектов принимать одно из следующих решений: а включить в программу законопроектной работы Государственной Думы, установить конституционно правовой статус федеральное собрание рассмотрения в первом чтении; б рассмотреть в качестве поправки при работе над конституционно правовой статус федеральное собрание законопроектом или в качестве конституционно правовой статус федеральное собрание действующего закона; в включить в резерв очередной сессии Государственной Думы; г снять с рассмотрения Государственной Думой. Уменьшить возможность субъективной и неполной оценки законопроекта при подготовке проекта решения Государственной Думы по нему: - исключить возможность совмещения ролей инициатора автора законопроекта и представителя Государственной Думы, проводящего организующего его оценку; - ввести перечень обязательных аспектов рассмотрения законопроектов Государственной Думой ввести заключение ответственного комитета по законопроекту конституционно правовой статус федеральное собрание определить минимально необходимые его конституционно правовой статус федеральное собрание -аспекты оценки законопроекта. Снизить число возвратов законов в Государственную Думу и повторных их рассмотрений за счет: - введения правила рассмотрения всех законопроектов в трех чтениях кроме вопросов ратификации и денонсации международных договоров с проведением всех необходимых экспертиз; - введения обязательного запроса мнений Совета Федерации и Президента Конституционно правовой статус федеральное собрание на ранних стадиях работы над законопроектами и принятия решений Государственной Думы по законопроектам с конституционно правовой статус федеральное собрание таких мнений; определения процедуры получения требуемых заключений Правительства РФ по законопроектам в том числе введения правила признания непредставления заключения в установленные сроки отсутствием возражений и замечаний ; введения действенных механизмов пресечения нарушений законодательной процедуры в Государственной Думе. Для снижения конфликтности конституционно правовой статус федеральное собрание работе Государственной Думы с иными субъектами законодательного процесса: - исключить случаи потери законопроектов и предложений по законопроектам, а также неопределенно долгой задержки рассмотрения законопроектов, для чего: а ввести ограничения времени возможного рассмотрения и процедуры обеспечения их соблюдения; б обеспечить централизованный контроль работы с внесенными законопроектами до первого рассмотрения их Государственной Думой; в формальную часть работы с законопроектами перенести на аппарат Государственной Думы; г обеспечить субъектов права законодательной инициативы возможности участия в рассмотрении внесенных ими законопроектов и поправок комитетами и пленарным заседанием Государственной Думы. Обеспечить для всех участников законодательного процесса условия для качественной подготовки к рассмотрению вопроса на пленарном заседании: представление всех необходимых материалов и наличие времени для их рассмотрения за счет введения комплектов обязательных документов к чтениям законопроекта и минимально необходимых сроков подготовки предложений и замечаний ; исключение практики изменения материалов к заседанию Государственной Думы после официальной их рассылки; уменьшение числа безрезультатных рассмотрений законопроектов на пленарных заседаниях за счет действенного контроля со стороны Совета Государственной Думы готовности вопроса к рассмотрению законопроектов на пленарных заседаниях. Также следует предусмотреть принятие решения « по умолчанию» на всех этапах законодательного процесса. Определить порядок внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ самой Государственной Думой в соответствии со ст. Объединить в Разделе Регламента Государственной Думы « Законодательная процедура» все вопросы, посвященные законодательной процедуре в том числе вопросы ратификации международных договоров Российской Федерации. Кроме этого, необходимо существенно изменить главу 26 Регламента Государственной Думы. В этой связи следует также отметить, что автором подготовлен проект структуры Федерального закона « О статусе Федерального Собрания Российской Федерации» см. Помимо изменения самого Регламента Государственной Думы необходима организация разработки нормативных документов подрегламентного характера: инструкции по законодательному документообороту, порядка экспертизы законопроектов в Государственной Думе и других. Следует установить в Регламенте Государственной Думы перечень таких нормативных документов, их статус, порядок согласования и утверждения. Список литературы диссертационного исследования доктор юридических наук Горобец, Виктор Дмитриевич, конституционно правовой статус федеральное собрание год 1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 2. Регламент Конституционно правовой статус федеральное собрание Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3-е изд. Обращение Совета Конституционно правовой статус федеральное собрание к Президенту Российской Федерации О неотложных мерах по финансированию расходов по организации летнего отдыха и оздоровления детей в 1997 году: Постановление Государственной Думы от 19 февраля 1997 годаИ СЗ РФ. Проблемы народного конституционно правовой статус федеральное собрание в Российской Федерации. Федеральное Собрание парламент России. Конституцию надо не поправлять, а менять. Выборы-99 депутатов Государственной Думы: правила и процедуры Общественная коалиция Гражданское общество и конституционно правовой статус федеральное собрание 99. О категории представительства в конституционном праве. Становление и развитие парламентаризма в Российской Федерации и ее субъектах: теоретико-правовые и организационные аспекты на примере Республики Саха Якутия. Три направления российской идеологии и практики. « Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1994-1998 годах. Конституционный статус органов Советского государства. Теория государства и права. Государственная Дума второго созыва 1996 1999 гг. Регламент Верховного Совета СССР. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. Законодательный процесс в России: граждане и власть: Практические советы. Роль и статус аппарата Парламента: Круглый стол, г. Москва, 25-27 марта 1998. Законодательный кодекс Российской Федерации макет. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Материалы международного семинара. Государственная Дума, 28-29 апреля 1997 г. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы. Законодательная деятельность Советского государства. Правоотношения в социалистическом обществе. Законодательный процесс в европейских социалистических государствах. Парламентская процедура: понятие и виды. Конституционное право России: Учебник для вузов. Процедура формирования парламентом высших государственных органов. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации: практика и проблемы. Некоторые спорные вопросы теории и практики конституционного правосудия. Опыт Парижской коммуны 1871 года. Очередные задачи Советской власти. Проект программы РКП б. Отрывок из политической части программы. Указное право в России. Конституционно правовой статус федеральное собрание и представительные органы в новой Европе: Политологический опыт и тенденции 80-90-х годов. Общественно-политический строй и право федеральной республики. Особенности процедуры деятельности парламентов. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах современной Европы. Конституционный статус депутатов парламентов зарубежных стран. Конституционно правовой статус федеральное собрание органы власти буржуазных государств. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. Конституция конституционно правовой статус федеральное собрание политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Конституционно правовой статус федеральное собрание и его команда. О представительстве в Конституционном Суде Российской Федерации и прохождении в нем обращений Государственной Думы. Федеральное Собрание 1993-1995 гг. Парламенты: Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Законотворчество в Российской Федерации. Проблема обеспечения прав граждан на доступ к правовой информации. Круглый стол по проблемам информационно-аналитического обеспечения деятельности Парламента, Москва, 25-27 февраля 1998 г. Россия на рубеже эпох О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Конституционные основы организации и деятельности. Сочинения в 2-х томах. Правовые основы организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Социализм конституционно правовой статус федеральное собрание демократия социалистическое народное представительство. Советы и развитие государственного управления. Основной закон: поправлять или принимать новый? Конституционный Конституционно правовой статус федеральное собрание Российской Федерации -главный субъект толкования Конституции. Право законодательной инициативы и его реализация. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. Тернистый путь российской Конституции. Такой ли парламент нужен России? Взаимодействие властей в законодательном процессе. Конституционный Суд: Учебное пособие. Разделение властей: опыт современных государств. Юридическая процессуальная форма: Теория и практика. Конституционный Суд в системе конституционно правовой статус федеральное собрание органов Российской Федерации. УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ЛЕКЦИИ, ДИССЕРТАЦИИ,1. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Конституционное право Российской Федерации:Учебник для юрид. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов и факультетов. Парламентаризм в России: Теоретико-правовые и организационные аспекты: Автореф. Конституционное правосудие: Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие. Акты Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие. Советское государственное право: Учебник для вузов. Парламент Российской Федерации: Правовое регулирование и организация деятельности: Учебное пособие. Конституционное право России: Учебник. Конституционное государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. Конституционное право: Учебник для юрид. Лекции по общей теории права. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное пособие. Парламентское право России: Основные источники: Учебное пособие. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебное пособие. Вето Президента: Научно-практическое пособие. Депутатские объединения в Государственной Думе: статус, проблемы законотворческой деятельности: Политологический анализ. Парламентское право России: Учебное пособие. Советское государственное право: Учебник. Конституционное государственное право зарубежных стран: Учебник. Конституционное государственное право зарубежных стран: Учебник. Становление и развитие российского парламентаризма: Исторический аспект исследования. Парламентаризм советский: конституционно правовой статус федеральное собрание, многопартийность, блоки: Справочное пособие. Учебное пособие по парламентскому праву России. Конституционное право конституционно правовой статус федеральное собрание стран: Учебник. Так работает правительство и парламент: Организация, сотрудничество и контроль в парламентской системе правления. Регламенты в парламентской практике: Материалы международной конференции « Регламенты в парламентской практике», Пултукс, 8-11 мая 1994 г. Справочник по парламентским процедурам. Блэксбург Вирджиния1992. The Library of Congress. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.