Полтава характеристика петра 1 и карла 12

Петр I в поэме Цель урока : Показать мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, связанными с Полтавской битвой. Задачи: Образовательные : закрепить определение жанра «поэма», выяснить, какие средства художественной изобразительности использует Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя. Определить, какую роль в этом бою играл Петр I, и отношение автора к этому герою. Развивающие : развивать навыки анализа текста художественного произведения, умения определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы. Воспитательны е : воспитывать у учащихся чувство уважения к истории своей страны и чувство гордости за её героическое прошлое. Форма урока: Бинарный урок-практикум. {В начале урока звучит фрагмент песни в исполнении Ивана Молчанова «Было дело под Полтавой»: «Было дело под Полтавой, дело славное, друзья! Мы дрались тогда со шведом под знаменами Петра»}. Учитель литературы зачитывает эпиграф : «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Пушкин Дети, о каком человеке и каком событии, связанном с ним, мы сегодня поговорим на уроке? О Петре I и Полтавском сражении. {Учитель и ученики совместно обозначают тему урока} Учитель записывает на доске тему урока: «Полтавская битва. Петр I в поэме Личность Петра I интересовали Пушкина как поэта, как гражданина, любящего свое Отечество, и как историка. Сегодня мы рассмотрим исторический образ Петра I через анализ поэмы Поэма — это крупное стихотворное произведение, повествующее о каком-нибудь крупном историческом событии в жизни человечества, народа. «Полтава» — это поэма, повествующая о решающей битве русского и шведского войск. Пушкин называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Учитель истории: Ребята, попробуйте решить историческую задачу: Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Полтава характеристика петра 1 и карла 12. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву». Как вы думаете, почему Балашов так ответил? Полтавская битва — это переломное событие Северной войны. Причины Северной войны: К началу 18 века все восточное побережье Балтики контролировала Швеция. Под её властью находились и те территории на востоке Финского залива, которые веками принадлежали России. И это беспокоило и Россию, и Саксонию, и Данию. Заключив Северный союз, эти страны объявили войну Швеции в 1700 году. Но первый этап войны закончился для них неудачами. Задачи Северной войны: - завоевать выход к Балтийскому морю Фрагмент фильма «Битва под Полтавой» 3 мин. {Фрагмент показывается без звука. Во время просмотра учащиеся озвучивают увиденное выдержками из поэмы, тем самым демонстрируя знание текста} Основными героями Полтавского сражения являются Петр I и Карл XII. Рассмотрим их исторические портреты. {Двое учащихся выступают с полтава характеристика петра 1 и карла 12, которые были заданы в качестве домашнего задания} Учитель литературы: Проследите в тексте, какими литературными средствами удается Пушкину создать портреты этих героев? Для раскрытия образа Петра I Пушкин, противопоставляя ему Карла XII, использует антитезу: Петр воплощает в себе силу и энергию молодого государства. А Карл наоборот воплощает в себе усталость государства от постоянных войн «бледен, недвижим, несомый верными слугами в качалке». Пушкин создает образ Петра накануне Полтавской битвы. Найдите в тексте метафоры, эпитеты, сравнения. Какую роль они играют в описании боя и облика Петра? Для изображения Петра I Пушкин использует: - Сравнение: «Петр весь как божия гроза», «могущ и радостен как бой»; - Метафоры: «глаза сияют» — излучают радость, ликование, предчувствие победы; — Эпитет: «Лик его ужасен»; Высокая лексика: вдохновенный, жребий. Каким Полтава характеристика петра 1 и карла 12 изображает Карла? Какие эпитеты использует автор? «Слеп», «упрям», «нетерпелив», «легкомыслен», «кичлив», «мальчик бойкий и отважный». Возникает далеко не героический образ. Окончательно авторская позиция проявляется в сцене пира «И горд и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен». Царь великодушен, справедлив, он даже поднимает кубок за своих учителей. Читая о бегстве Карла ХII, мы живо себе представляем поникшего, побитого короля, потерявшего на поле боя свое шпагу и свою славу. Ошибка шведского короля вошла в пословицу «Погиб как швед под Полтавой». Ребята, как вы считаете, какое значение имеет пословица? Так говорят о чьем-либо сокрушительном поражении, полной неудаче. Почему Пушкин так восхищается Петром? Россия во главе с Петром сумела победить Швецию. Учитель истории : Полтавская битва — это знаковое событие в жизни России. Почему оно является таковым? Исторический факт : В 1721 году был подписан Ништадский мир. Россия получила выход к Балтийскому морю. Петра за его свершения просили принять титул Императора. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Учитель литературы : Ребята, давайте подведем итог полтава характеристика петра 1 и карла 12 ответим на вопросы. Зачем в учебник 21 века включены события 18 века? Каким предстал перед вами Петр I? Какую роль сыграл Петр в жизни России? Можно ли Петра считать эталоном управления государством? Нам была представлена разная информация об одном и том же событии. Как вы считаете, чем она различается? Учитель истории : В полтава характеристика петра 1 и карла 12 строчках используются различные художественные приемы, здесь необязательно придерживаться строгой исторической правды, достаточно создать образ, картину событий. Ученый-историк не может обходиться без научного подхода, логики, правдивого изображения действительности. Различные литературные, научные, мемуарные и другие источники позволяют воссоздать более полную картину исторических полтава характеристика петра 1 и карла 12. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину. Рефлексия: Ребята, скажите, достигли ли вы той цели, которую ставили себе в начале урока? Учитель литературы: Наш бинарный урок хочется закончить словами Пушкина, который писал, что «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».