Результат научного познания

Позна́ние — вид психической деятельности человека, направленной на отражение объективной реальности в его сознании и получения нового знания об окружающем мире. В ходе познания человек накапливает, перерабатывает и систематизирует информацию о различных процессах и явлениях, постигая их результат научного познания. Познание — деятельностьпроцесс поиска. Познание лежит в основеобыденногопрактической деятельности человека. Процесс познания предполагает наличие субъекта и объекта познания. Субъект познания — познающий человек или группа людей. Объект познания — познаваемый предмет, процесс или результат научного познания. В широком смысле слова объектом познания для человека является весь окружающий мир. Основные виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, художественное, мифологическое. Своеобразной формой познания можно считать — постижение истины без логического обоснования, на основе воображения, предшествующего опыта, бессознательной деятельности разума. Разделпосвященный теории познания, его источникам и пределам, называется. Основная проблема гносеологии — вопрос о принципиальной познаваемости мира: способен ли человек, используя свои ограниченные способности, познать безграничный мир во всей полноте его многообразия? Представители различных направлений философии по-разному отвечали на этот вопрос. Пессимисты отрицают полностью или частично познаваемость мира и возможность обретения достоверных сведений о нем. Философское учение, отрицающее возможность познания, называется. Приверженцы гносеологического оптимизма утверждают, что мир принципиально познаваем, хотя указывают на сложности познания и относительность истины, которая является его результатом. Процесс познания включает в себя два уровня: 1 чувственное познание осуществляемое органами чувств — зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом ; 2 рациональное познание отражение действительности посредством мышления, создание абстрактных и обобщенных образов, раскрытие внутренних закономерных связей и отношений в явлениях действительности. Соотношение чувственного и рационального познания по-разному результат научного познания философами. Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и невозможны друг без друга, две ступени результат научного познания образуют единое целое. Чувственное представление о реальных явлениях — необходимая предпосылка для процесса познания. Отвлеченные абстрактные понятия идеи опираются на обобщенный чувственный опыт людей и существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. Но подлинное знание невозможно без рациональной переработки информации, полученной в результате чувственного опыта. В ходе чувственного и рационального освоения мира человеческая психика переживает определенные состояния, которые можно классифицировать как формы познания. К категории умозаключений иногда относят гипотезы, теории, методы. Умозаключения, в свою очередь, делятся на две группы: индуктивные результат научного познания образуются в результате индукции движения мысли от частного к общему ; дедуктивные умозаключения — в результате дедукции движения от общего к частному. Соответствие реального объекта представлению о нем в сознании субъекта называется истинным знанием. Истинность знания можно проверить опытным путем, на практике или путем логического анализа. Абсолютная истина — неизменное, раз и навсегда установленное знание. К этой цели стремится человеческое знание, но оно остается неполным и потому относительным. Объективная истина — та, которая не зависит от познающего субъекта. Знания отдельного человека всегда в какой-то мере субъективны. Научное познание — это результат научного познания познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития. В результате научного познания формируется система объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, результат научного познания. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий. Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая результат научного познания хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества. Эмпирический опытный, чувственный уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент лабораторные опыты, производственные испытания. Теоретический рациональный уровень — раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция. Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент имеют определенную теоретическую нагрузку, абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные. Научный факт результат научного познания это отражение интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания описание результат научного познания без результат научного познания его истолкования, разъяснения не является научным фактом. Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой доказывается его истинность. Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, результат научного познания устойчивую связь между явлениями и процессами. Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и результат научного познания. Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением. Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности. Научному познанию свойственны определенные методы. Метод — средство познания, совокупность определенных правил, приемов и норм деятельности. К основным методам научного познания относятся наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, аналогия, абстрагирование, формализация, идеализация, математизация, дедукция индукция, исторический и логический методы. Научное наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений с целью получения объективной информации о них. Эксперимент от латинского слова experimentum — проба, опыт — это исследование какого-либо явления в специально созданных, искусственных условиях, которые обеспечивают возможность активного воздействия на него. Целью эксперимента может быть как проверка уже существующей научной гипотезы или теории, так и сбор эмпирических данных в начале научного поиска. Анализ — мысленное или фактическое разложение предмета на образующие его элементы, составные части и целью их изучения. Синтез — противоположный анализу метод: мысленное или фактическое объединение разных частей и сторон предмета с целью раскрыть их взаимосвязь результат научного познания составе целого. Моделирование результат научного познания воспроизведение характеристик одного предмета посредством другого, специально созданного для этой цели. Объектом научной деятельности в этом случае выступают образцы, макеты, копии изучаемого предмета. Аналогия — метод научного познания, посредством которого на основе сходства нетождественных объектов по некоторым признакам и свойствам выдвигается предположение об их сходстве и в других отношениях. Абстрагирование — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета с целью выявления и ясного понимания одного результат научного познания них, наиболее существенного с точки зрения решаемой научной проблемы. Формализация от латинского слова forma — вид, образ — отображение результатов познания в точных понятиях, формулах, утверждениях. В ходе формализации уточняются и фиксируются существенные стороны изучаемых предметов и явлений. Формализация тесно связана с абстрагированием. В математике и результат научного познания логике она представляет собой отображение знания в определенном знаковом формате. Идеализация — мысленное создание в сознании исследователя абстрактных объектов, не существующих в действительности например, понятия «прямая» и «точка» в математике, «идеальный газ» в физике. Математизация — использование различных способов измерения, которые позволяют выражать свойства изучаемых объектов в числовом виде и оперировать этими данными по соответствующим математическим правилам. Методы дедукции индукции в процессе познания тесно связаны и обусловливают друг друга. Дедукция — движение мысли исследователя от общего к единичному; выведение умозаключения из одного или нескольких других утверждений на основе логики. Индукция — движение мысли от единичных явлений к общему; создание обобщающих утверждений на основе отдельных фактов. Важное место в научном познании занимают исторический и логический методы. Исторический метод результат научного познания развитие того или иного процесса или явления во времени, выделяет и объясняет различные этапы развития в их хронологической последовательности и конкретных формах проявления. Логический метод воспроизводит на теоретическом уровне сущностное содержание исторического процесса в абстрактных понятиях и категориях. Для получения истинного знания и подтверждения результат научного познания объективности необходимо использование всего многообразия доступных и целесообразных научных методов. Точные науки — дисциплины, изучающие точные закономерности. В этих науках используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях; иногда к точным наукам относят также физику и химию. Технические науки — прикладное знание, которое опирается на фундаментальные науки и служит практическим целям биотехнология результат научного познания и др. Социально-гуманитарные науки — результат научного познания, изучающие различные аспекты жизни человеческого общества и особенности социальной деятельности людей. Понятие «гуманитарные науки» часто используют как синоним понятия «социальные науки», однако эти две отрасли знания обращаются к разным сторонам человеческого бытия: социальные науки исследуют людей, а гуманитарные — и духовный мир личности. В социальных науках чаще используются результат научного познания математико-статистические методы, а в гуманитарных — качественные, описательно-оценочные методы. Социальное познание — изучение обществом самого себя, фактов и закономерностей общественно-исторического развития, социальных явлений, человеческой деятельности и взаимоотношений в обществе. Результат социального познания — социальное и гуманитарное знание. Социальное знание содержит сведения о закономерностях общественно-исторического процесса, явлениях общественной жизни, материальных идеальных отношениях отдельных людей и социальных групп, взаимодействии различных народов и культур. Гуманитарное знание ориентировано на субъективный внутренний мир человека, цели и егосистему духовных, побуждений, личностное восприятие мира. Гуманитарное знание направлено на понимание человеческого сознания и призвано способствовать развитиюформировать моральные, идейные, мировоззренческие установки. Эти два вида знания взаимопроникаемы, их предметные области во многом пересекаются. С одной стороны, человек — основной элемент любой социальной системы и само существование общества без него невозможно, с другой стороны, человек вне результат научного познания также не может реализовать свои духовные и социальные качества, то есть проявить свою сущность во всей полноте. Социальному познанию свойственны следующие характерные черты. Субъект и объект познания совпадают: изучая социальные процессы и явления, общество познает самого себя. Объектами социального познания выступают социальные факты: действия и поступки людей, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, вербальные действия мнения, результат научного познания, оценки. Социальное знание непосредственно связано с интересами отдельных людей и общественных групп. Социальное знание имеет эмоциональную окраску: оно рассматривает изучаемые явления с точки зрения фундаментальных ценностей истины, добра, красоты, справедливости. Количественные методы, формализация и математизация в социальном познании применяются значительно реже, чем в естествознании. Ограничена возможность эксперимента, наблюдения, предсказания. Большая роль в социальном познании отведена научной абстракции. Общество постоянно развивается изменяется, что затрудняет установление социальных закономерностей, причинно-следственных связей. В ходе социального познания открываются только относительные истины, точные прогнозы развития ситуации невозможны. Общество представляет собой сложноорганизованную систему, которую образуют отдельные элементы, сферы и подсистемы. Этим объясняется разнообразие социальных наук: каждая из них исследует определенную область общественной жизни. Предметная область философии включает в себя наиболее общие принципы развития природы, общест­ва и познания. Предмет изучения в правоведении юриспруденции — как система социальных норм и конкретных способов регулирования деятельности человека в обществе. Текст доступен по лицензии Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3. См: © Megabook 2008 — 2016.