Силовые методы достижения целей экстремистов

КОНТАКТЫ ЦЕНТРА Адрес Центра: 100115,г. В современном мире он превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие. В последние десятилетия все чаще и шире употребляется термин «религиозный экстремизм», под которым понимается агрессия, исходящая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия. Следовательно, к религии примешивается некое иное содержание, с которым и связана агрессия. Но нельзя отрицать, что этот экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии в настоящее время идет использование исламских доктрин— силовые методы достижения целей экстремистов и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным. Религиозный экстремизм силовые методы достижения целей экстремистов рассматривать силовые методы достижения целей экстремистов крайнюю форму религиозного фанатизма. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, — в силовые методы достижения целей экстремистов насилия к инакомыслящим. Религиозный экстремизм — это как раз приверженность к крайним взглядам и мерам в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозной фанатической идеологией. Религиозный экстремизм — это религиозно силовые методы достижения целей экстремистов или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной силовые методы достижения целей экстремистов — это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. В любой религии не только в исламе потенциально заложено явление экстремизма. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных силовые методы достижения целей экстремистов, в недрах разных вероисповеданий. В исламе основателем теории о чистоте религии считают сирийца Ахмада ибн Таймия 1263-1328 г. По его мнению, введенные временем новшества бидаа привели общество, да и саму жизнь, к распаду, поэтому все нововведения необходимо привести в жесткий порядок в полном соответствии с Кораном. На основе этого учения зародилось псевдосалафитское учение о переустройстве общества так, как было «во времена пророка Мухаммада». Эта теория в ХVIII веке развивалась Мухаммадом ибн Абдулваххобом в Центральной Аравии ценой беспощадных кровопролитий. Итак, «идея борьбы за чистоту религии», зародившаяся в XIII в. Современный экстремизм исламский, в форме ваххабизма и джихадизма поставил цель — создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами. В мусульманских странах значительное распространение получил ваххабизм, ставший в последнее время оплотом международного терроризма и экстремизма. Термины «ваххабизм» и «джихадизм» должны употребляться для обозначения практики использования исламской религии в политических целях. Речь, прежде всего, должна идти о радикальном крыле этого течения, которое ведет антиконституционную работу и претендует на захват государственной власти и установление шариатского государства. Особенно широкое распространение ваххабитское движение получило после Второй мировой войны с ростом экономического потенциала некоторых стран арабского Востока. Для поддержания экстремизма в форме ваххабизма и расширение его деятельности в мировом масштабе эти страны расходуют миллиардные суммы. Для распространения идей этого учения построены мечети, центры, налажен выпуск собственных СМИ, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть. Всем присоединившимся к этому движению оказывается материальная помощь. Их деятельность охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским миром, силовые методы достижения целей экстремистов потом и над всем миром. События в Узбекистане, начиная с 1991 по 2009 годы, в Таджикистане, в Кыргызстане, на Кавказской части России — всего лишь часть стратегии грандиозного плана экстремистов-ваххабитов. В организации и проведении этих событий участвуют террористические организации из Арабских стран, Африки, Турции, Афганистана. Как мы видим, экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм». Например, боевики Исламского движения Узбекистана ИДУ с оружием в руках пересекали границу с целью захвата власти в 1999—2000 гг. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы — террористические акты, партизанскую войну и т. Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять силовые методы достижения целей экстремистов, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на информационные средства боевых действий, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. К наиболее эффективным путям силовые методы достижения целей экстремистов идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма относятся: — расширение взаимодействия органов государственной власти с религиозными объединениями, в первую очередь, в активизации борьбы с проявлениями религиозно-политического экстремизма и терроризма, борьбе с преступностью, в духовно-нравственном оздоровлении общества; — когда речь идет о разоблачении попыток использовать религиозные чувства людей для их вовлечения в экстремистские группировки, для совершения преступных действий, такая постановка вопроса вполне оправдана. Яркое и убедительное слово религиозных лидеров здесь может оказаться вне конкуренции. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозного экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании этнонациональных противоречий. Противодействие религиозному экстремизму, терроризму и сепаратизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует объединения усилий всего мирового сообщества в принятии решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма. Для решения проблемы профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, мечетях и церквях, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу силовые методы достижения целей экстремистов верующих, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности. ЗАКУРЛАЕВ кандидат юридических наук, исламовед. Сулаймановой при Министерстве Юстиции Республики Узбекистан.